Игровой портал - AlawarsFree

Консультация для родителей "что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольника". Консультация для родителей "сюжетно-ролевые игры в жизни детей" Документы для скачивания

Консультация для родителей.

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и другие) называли дошкольный возраст возрастом игры. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.

Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми, на это указывают А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. Это - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками в классе.

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Таким образом, в связи со всем выше сказанным, уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Анкета

Фамилия родителя_________________________________________________

1.Часто ли ваш ребёнок играет дома?

2.Во что, в какие игры ваш ребёнок играет?

3.Какие игрушки наиболее интересны для него?_________________

4.Какая любимая игра у вашего ребёнка.___________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Каковы источники сюжетов игры (телесериалы, мультфильмы, рассказы взрослых и другое)?_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Играете ли вы со своим ребёнком? С кем ребёнок чаще всего играет – с мамой или с папой?_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть ваш ребёнок (с мальчиками, с девочками) ?_________________________________________ Во что любит играть ваш ребёнок на улице?_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе, в какие игры; часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, игры(какие)?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При анализе ответов родителей следует обратить внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребёнок дома, каковы источники их происхождения. С родителями или с ребёнком, какого пола он любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребёнка в детском саду и семье. Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности

Чем можно помочь неконтактному ребёнку?

Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в её рамках.

Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив – придумать какую-то другую игру, где он будет более успешен, и пригласить, остальных играть, вместе (чаще с этим справляются почему-то папы). При этом важно не вломиться в уже развёрнувшуюся игру, где ваш ребёнок не пришёлся ко двору, а именно организовать новую (может быть, спортивную, соревновательную, народную), главное? требующую соблюдения чётких правил, уже знакомых вашему ребёнку. Как ни странно, чёткая и конкретная организация игр с правилами помогает ребёнку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для «игровых» детей, привыкших именно к ней.

Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный «свод законов» и правил лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.

Кроме спортивных игр, это могут быть любые другие виды детской деятельности, в которых ваш «неудачник» компетентен и успешен. Может, он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения «чуть-чуть покрасить» (вспомните Тома Сойера с его забором!). Не может сам рисовать – рисуйте вместе, но подчёркивайте всё время (и даже утрированно) ведущую роль ребёнка в этом процессе.

А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее уважение можно легко.

А, в крайнем случае, можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор, только придётся следить, чтобы вашего ребёнка «не затирали», а игрушки не отнимали.

Простор для вашей фантазии и творчества открыт.

Главное – не оставляйте ребёнка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво. При этом важно помнить, что нет необходимости сразу же «внедряться» в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта вашего ребёнка с одним – двумя сверстниками.

Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: «У меня есть друг». А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту. Если этой «свиты» нет, то и «король» чувствует себя уже не у дел, ему скучно, а занимать сам себя он не умеет.

Как правило, страдания и переживания начинаются в том случае, если потребность в общении и игре ограничена невозможностью в этой игре участвовать, или если признанный лидер вдруг в силу непредвиденных обстоятельств теряет возможность свои «лидерские замашки» реализовать (например, попал в новый коллектив, где есть вожаки и покруче).

В принципе любого ребёнка надо учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной игры и вне игровых видов деятельности, и одновременно помогать ему, овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что вашего ребёнка не принимают в игры, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно здороваются или вовсе игнорируют его робкое «здравствуй», то пора (и давно пора) брать дело в свои руки.

Ранняя невротизация у детей с ослабленной нервной системой во многих случаях является результатом их социальной изолированности. И если сам ребёнок не в состоянии найти себе друга (или друзей), полноправно участвовать в играх и других видах детской деятельности, то без помощи родителей положение будет только ухудшаться. Поэтому необходимо обеспечить ребёнку круг общения, причём именно детский. Если в старой компании, где его все знают, добиться признания и уважение бывшему «изгою» почти невозможно – значит, нужно искать другую компанию. Запишите его в кружки (выбирая те, где ваш ребёнок будет на высоте), гуляйте в другом месте. В самом крайнем случае переведите его в другую группу в детском саду или смените школу. Но это крайняя мера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста (а иногда и старше) переносят такие перемены очень тяжело, и идти на это можно, только если физическому и психическому благополучию ребёнка что-то серьёзно угрожает, например, его не просто не принимают в игры, но постоянно бьют и унижают. Несмотря на своё незавидное положение в коллективе, эти дети всегда опасаются, что в новом месте будет ещё хуже ведь они социально некомпетентны, обычно очень тревожны и склонны к тяжёлым эмоциональным реакциям, что чревато уже настоящим неврозом.

Задача родителей – обеспечить ребёнку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми (очень часто таким детям гораздо легче подружиться с младшими и почувствовать в себе силу и уверенность хотя бы на их фоне). А главное помните, эта задача разрешима, и чем раньше начать её решать, тем легче она окажется.

Помощь дошкольных учреждений семье

в организации игр.

Для того чтобы наметить конкретные мероприятия по улучшению игровой деятельности, проанализировали игры детей дома, изучили усло вия для игры, использование игры членами семьи в ка честве средства воспитания. Мы провели анкетирование родителей.

В результате выяснилось, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учёта их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, большинство из них никак не руководят детскими играми.

На вопрос: «Имеется ли у ребёнка место для игры? - 63% родителей дали отрицательный ответ. А на вопрос: «Какие игры пред почитает ребёнок?» - 68% ответов родителей были пример но одного содержания: «Занят куклами, машинами, не мешает взрослым».

Проанализировав указанные недостатки, воспитатели наших дошкольных учреждений, определили основные задачи по их устранению: помочь родителям создать условия для игр детей и повысить их знания по руководству игровой деятельностью.

Мы разработали несколько вариантов игровых уголков в до машних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, слайдов, предложили их для просмотра родителям. Составили примерный пере чень игр и игрушек для дома, особое внимание, уделив использованию игрушек, сделанных руками родителей. По изготовлению таких игрушек провели ряд консультаций с практическим показом, активизировали работу кружков мяг кой игрушки, объявили конкурс для родителей «Сделай своими руками».

Игрушки, сделанные руками родителей, дети приносят в детский сад, играют, ими с большим увлечёнием, часто повторяя: «Эту игрушку мы сделали вместе с папой (мамой)».

Для педагогической пропаганды мы используем беседы. Проведён цикл лекций по организации игровой дея тельности детей, в которых родителям давались конкретные рекомендации о том, какие игрушки нужны детям, какие игры можно организовать в семье.

В группе оформили для родителей стенд «Игра - дело серьёзное», в материалах которого рассказывалось об организации игр дома, о том, как направлять и развивать игровые интересы у детей, как помочь на чать игру, в какие игры лучше играть, какие атрибуты ис пользовать. Здесь же давались разнообразные советы (например, как из старой шторы сшить бальное платье для игры, как смастерить ширму и незатейливые театральные де корации в домашних условиях).

Периодически оформляем фотовыставки игрового материала. После каждой выставки выясняем, какую пользу она принесла родителям, что привлекло их внима ние, как используются полученные знания в воспитании детей, и обязательно просим высказать критические за мечания, которые помогают определить, над, чем следует ещё работать.

Большой популярностью пользуются стенды для ро дителей в детских садах. Читая их материал, родители по лучают необходимую педагогическую информацию, знако мятся с событиями в группе, с рекомендациями по обо гащению содержания сюжетно-ролевых игр, по воспи танию нравственных качеств в процессе игровой деятель ности, по подбору игрушек, соответствующих возрасту детей и их интересам.

Дошкольные работники организуют встречи детей с ро дителями в группе, где дети узнают о труде взрос лых. В доступной форме кто-либо из родителей рас сказывает детям о своей профессии, подчёркивая при этом общественную значимость своего труда. Ценность таких встреч заключается ещё и в том, что они сбли жают родителей с детским садом. А в репертуаре детских

игр появляются новые, любимые игры в сварщиков, крановщи ков, строителей и т. д.

Для пропаганды педагогических знаний мы используем групповую газету, где наряду с другими освещаем и вопросы игровой деятельности. На пример, в газете были помещены статьи: «Игра как сред ство нравственного воспитания», «Пусть сбудутся надежды!», «Уголки детства».

В настоящее время в дошкольном учрежде нии нашего налажено сотрудничество педагогов и родителей, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.

Сюжетно-ролевая игра

Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей


Мама, папа, я… Социоролевые игры
Поиграем в сказку. Игры сказочные
Исторические игры
Поторгуемся? Тема торговли.
Что бы это значило?
Хорошие и плохие парни
Профессиональные игры. Часть 1
Профессиональные игры. Часть 2
Играем в школу
Телевидение
Игры в армию
Фантастические игры

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, "Программу обучения и воспитания в детском саду", то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна - продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая - покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет - тема (в данном случае - магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре - сюжетно-ролевая.

Этот вид игры стал центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Это самый понятный нам вид деятельности детей. Профессионалы часто посещают детские садики, чтобы посмотреть, как дети учатся в играх различным социальным ролям. Но зачастую дети уже не играют. Они делают то, что хотят видеть взрослые, старательно уча малышей "шаблонным играм".

В результате мы получаем уже не игру. Приведем пример из опыта Е.Е. Кравцовой, описанного ею в курсе лекций по дисциплине "Психологические основы дошкольного воспитания".

"Несколько лет назад мне с моими коллегами довелось быть в одном детском саду, где игра, по мнению специалистов, там работающих, была особенно хорошо поставлена. Очень мне захотелось посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе. Дети играют "во врача". За столом, уставленным бутылочками от лекарств самой разной формы, сидят мальчик и девочка в белых халатах, шапочках с красным крестом. Это врач и медсестра. Перед их "кабинетом", совсем как в жизни, сидят в очереди дети с куклами и мишками на коленях - это мамы с детьми. По очереди, степенно дети входят к врачу. Он у всех подряд проверяет горло, потом меряет температуру, затем сестра выписывает "рецепт". Посмотрев на эту процедуру, начинаю сильно хромать и стонать и подхожу к очереди. "А где ваша дочка?" - спрашивают дети. "А я без дочки, у меня болит нога, я не могу терпеть, я поранила пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно мне без очереди?"

Дети заинтригованы - нарушился привычный распорядок, знакомая им последовательность событий. После некоторого колебания они пропускают меня без очереди. Врач уже слышал, что к нему пришел необычный пациент - я без дочки и иду вне очереди. Тем не менее, он предлагает мне показать горло.

Откройте рот.
- Но у меня болит пятка.
- Откройте рот, надо посмотреть горло.
- Зачем? Я наступила на гвоздь, и у меня идет кровь!
- Тогда давайте измерим температуру.
- Температура здесь ни при чем.
- Сестра, выпишите рецепт (совсем растерявшись)".

Описана как раз не игра, а шаблонное действие, и, увы, видимо виной тому ошибка воспитателей. Часто взрослые хотят видеть в детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно развить фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы.

В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития. Но сухость и негибкость малыша находит свою причину в том, что ребенок когда-то не научился играть в две более простые игры, которые вкупе и складываются в сюжетно-ролевую. Что же это за игры?

Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Рассмотрим сюжетную линию.

В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская.

Действительно, действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала это простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей. Родители удивляются талантам малыша – такой маленький, а сам придумывает сюжет, но это очень хороший признак, который должен быть свойственен всем детям, – развитие самостоятельности. Все, что сейчас он делает – он делает сам, без помощи. Когда-нибудь каждый человек приходит к самостоятельности, пусть так рано начнутся первые ее проявления. Второй схожей чертой игры ребенка и режиссера в данном случае является то, что ребенок сам решает, кто кем будет. Каждый предмет может стать домиком, человеком, животным и т.д. Ребенок тем самым учится переносить свойства одного предмета на другой. Третьим важным сходством является то, что малыш сам сочиняет мизансцены. Он может долгое время возиться с мелкими предметами только потому, что составляет из них фон для будущего действия. Ну и, наконец, ребенок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становится диктором, повествующим о том, что происходит. Значение такой игры огромно. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры - он научается "видеть целое раньше частей". В данном случае это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персонажей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.

Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни. Особую значимость режиссерская игра приобретает в связи с тем, что она в одной из своих характеристик полностью совпадает со спецификой воображения. Способность видеть целое раньше частей - вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать "волшебником" (Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 1996).А что же делает маленький режиссер на самом деле? Он соединяет различные, вроде и не связанные друг с другом предметы логическими связями, сюжетом. Каждый предмет у него получает свои отличительные свойства, все они оживают, говорят. Таким образом, все неодушевленные участники игры вдруг соединяются сюжетом ребенка, а это и есть агглютинация - вид воображения.

Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры - образно-ролевая.

Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то - в животных, во взрослых, даже в машины. Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все "нормальные" дети, а стал их "объезжать". "Что за ребенок такой!" - в сердцах говорит мама. "А я не ребенок, я - машина". Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз "потрепать ей нервы", а лишь потому, что он - машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту (Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке волшебника" М.: просвещение, 1996).

Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы - магазин, больница, школа, транспорт - и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?". Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. В сущности, тенденция к тому, что в наше время далеко не все родители отдают детей в садик, потому и пугающая, что молодое поколение испытывает значительные сложности с общением, находясь как бы в изоляции до самой школы.

Д.Б. Эльконин в своем труде "Психология игры" решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалось играть в "самих себя", в "мам и пап", в "своих товарищей". Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя. Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу.

Выполнение роли воспитателя младшими дошкольникам подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более и более концентрируются вокруг взаимоотношений "дети-воспитательница". Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения. Таким образом, каждая сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.

Здесь же отметим еще один вид игр, который довольно близок к сюжетно-ролевым. Это игра-драматизация. Отличие ее состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие – кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру. И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетно-ролевых играх. Мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть – дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Играем вместе с детьми"

Одним из положений теории психического развития ребёнка в отечественной детской психологии является признание игры, как ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность эта обеспечивает связь ребёнка с окружающим предметным и социальным миром. Значения деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через неё ребёнок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причём такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей.

Попытаемся подойти с этой точки зрения к игре, имея в виду её развёрнутую форму – совместную сюжетно-ролевую игру дошкольников. Каковы основные требования к игре:

1. Первым требованием к сюжетно-ролевой игре является действие во внутреннем воображаемом плане (использование игровых предметов-заменителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.

2.Сюжетно-ролевая игра требует от ребёнка определённой ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена на их воспроизведение (соподчинение социальных ролей).

3. Реальные взаимоотношения между играющими детьми требуют согласования действий. На первых порах такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия, которое становится исходной формой в развитии у детей «качеств общественности», то есть качеств, обеспечивающих определённый уровень общения.

Дошкольный возраст – благодатный период в развитии человека, когда формируются нравственные чувства, первые представления о нравственности, хороших и плохих поступках.

Нравственное воспитание по своей сути активный процесс в котором задействован и взрослый и ребёнок. Формирование нравственной активности у детей дошкольного возраста возможно посредством использования педагогических ситуаций, образца поведения,педагогической оценки, художественной литературы, игры. Наиболее эффективным средством является сюжетно-ролевая игра.

Опираясь на современные психолого-педагогические данные о структуре нравственной активности определено содержание нравственной активности детей пяти лет в сюжетно-ролевой игре: стремление подражать морально-ценным образцам поведения, способность эмоционально воспринимать и понимать несложную этическую ситуацию, оценивать моральный поступок сверстника и свой собственный,осознавать свои возможности в разрешении несложной этической ситуации в рамках правил игры, инициативность и готовность к её разрешению в интересах достижения личного и коллективного успеха в игре с соблюдением норм справедливости и взаимопомощи.

Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей – получить роль, игрушку.

Необходимо научить детей видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре, то есть научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Необходимо научить детей использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника, чтобы они сами могли оценить отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя.

Правила:

1. При выборе темы всем вместе договариваться о будущей игре. Пусть каждый предложит тему игры или поддержит товарища. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей не соглашается с остальными ребятами, надо объяснять ему, что нужно согласиться, иначе игра не получится. В следующий раз, возможно, будет принято именно его предложение как наиболее интересное.

2. При распределении ролей следует помнить, что главные роли выполняются по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить,чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным при выборе товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает нечестно, объяснять ему, что нужно играть по очереди.

3. При обсуждении хода игры (сюжета) следует внимательно выслушивать всех участников. Принимать наиболее интересное предложение. Если кто-либо из детей не соглашается с остальными и настаивает на своём предложении, объяснить ему правило выбора сюжета.

4. При распределении игрушек игрушки брать такие, которые нужны для исполнения роли. Можно разделить их поровну. Если игрушка одна, а играть ею хотят многие, то устанавливается очерёдность между желающими.

5. Воспитывать умение самостоятельно решать конфликты. Дети должны быть справедливыми в игре,соблюдать её правила. Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему уступить в споре, потому что он не прав.

6. В ситуации нарушения обще социальных норм поведения, надо обратить внимание на необходимость соблюдения всех правил. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

7. Всегда надо обращать внимание на «одиноких детей». Если рядом кому-то из ребят грустно,скучно, то поговори с ним, поиграй. В следующий раз, может быть, и тебе кто-то поможет.

Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра учит нас:

- говорить с ребёнком на его языке;

- преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);

- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

- любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

- смотреть на себя со стороны глазами других людей;

- предвидеть стратегию ролевого поведения;

- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:

- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;

- доверять друг другу.



Консультация для родителей на тему:

«Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Воспитатель: Первушкина Е.М

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра-самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений -всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем-изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Что такое сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

В чем же ее особенность?

Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку.

Но наличие детского общества - это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Гендерное воспитание детей в сюжетно - ролевой игре

Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, здесь всё «как будто», «понарошку», но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к бедующей социальной роли мужчины женщины, папы и мамы.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Адекватным педагогическим воздействием здесь будет ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры. Поскольку малыши недостаточно хорошо умеют играть вместе - дополнять, а не дублировать друг друга- воспитатель может принять на себя одну из ролей. Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований. В частности, воспитатель:

· понимает специфические задачи игры;

· осознаёт развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;

· избегает позиции учителя, предпочитая позицию «играющего тренера», не допускает негативных оценок, подчёркивая только позитивные моменты;

· ориентирует мальчиков и девочек на выбор ролевой в соответствии со своим полом, акцентирует внимание на смысле полоролевого поведения ребёнка;

· организует сюжетно-ролевую игру в небольших разнополовых группах (два-три ребёнка), со временем увеличивая число детей;

· знает особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста; развёртывает игру так, чтобы ребята постепенно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками обоих полов, расширяли свои представления о будущих социальных ролях.

Степень усвоения ребенком гендерных стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры.

Выделяется несколько этапов развития игровой деятельности дошкольников.

1.Этап условных игровых действий , для которых характерен выбор однотёмного одноперсонажного сюжета. Такая игра представляет собой смысловую цепочку действий: один ребёнок (мальчик или девочка) выполняет определённые действия, соответствующие его половой роли (например, девочка, как мама, утром будет свою куклу-дочку, умываете, одевает, говорит ласковые слова, идет с ней гулять и т. д.).

2.Этап многоперсонажного сюжета . Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей).

Стереотипы гендерного поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей (игры «Семья», «Папа на работе», «Мама на работе» и т. д.).

3. Этап построения и развёртывания многотемных сюжетов , на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения.

Формирование позитивного полоролевого поведения у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Например, в 3-5 лет дети переходят на принципиально новый уровень развития, заменяя сюжетно-отобразительную игру сюжетно-ролевой. Психологическая характеристика игры также становится иной: у ребёнка появляется стремление к общению и взаимодействию со сверстниками как своего, так и противоположного пола, окружающими людьми в целом.

Однако без помощи взрослых дети еще не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы.

Гендерное воспитание ребенка в семье

Уважаемые родители!

В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании». В связи с новыми требованиями к образовательной программе формирование гендерной принадлежности – одна из задач, стоящих перед современными педагогами.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться.

При обучении и воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

От отношения родителей к ребенку

От характера родительских установок

От привязанности матери к ребенку

От привязанности ребенка к матери

От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.

Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.

Пример родителей

На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.

Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.

Я хочу предложить Вам небольшую игру. Разделимся на 3 группы (группа родителей девочек, группа родителей мальчиков и группа родителей имеющих оба пола детей - эксперты).

Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам:

Нежность

Ласковость

Мужественность

Застенчивость

Смелость

Находчивость

Отзывчивость

Забота

Решительность

Стеснительность

Красота

Стремление помочь

Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек, исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.

Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.

Используйте различные головоломки для девочек.

Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Надеюсь, что информация была полезна в этом направлении.


Сюжетно - ролевая игра

в средней группе. и её значение.

Игра – основное занятие дошкольника. Принимая участие в играх, малыш познаёт окружающий мир, учится строить отношения со сверстниками и взрослыми, овладевает родным, иностранными языками, получает другие необходимые в этом возрасте знания. Развиваются психические познавательные процессы, формируются жизненно важные умения и навыки (рассуждать, анализировать, принимать решения, соподчинять мотивы).

Игры дошкольников возникают по инициативе самих детей, либо их организует взрослый в обучающих, воспитательных, психотерапевтических целях. К первой группе относится сюжетно-ролевая разновидность.

Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности.

Специфика сюжетно-ролевой игры Сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в развлечениях малышей 4-5 лет. На более ранних этапах развития ребёнка уместно говорить о сюжетно-отобразительной игре, когда малыш уже совершает игровые действия (кормит куклу, укладывает её спать, возит машинку и т.д.), но ещё не берёт на себя роль. Переход от отобразительных действий к сюжету и обозначению ролей происходит с 3 до 4 лет.

Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра (детский сад - лучшее место для ее проведения) включает следующие взаимосвязанные компоненты:

Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».

Сюжет . Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т.д.

Роль. Во время игры малыш не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.

Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.

Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно.Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз. Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены. Перечисленные компоненты проявляются по-разному в зависимости от возраста малышей.

Как играют дети средней группы? Сюжетно-ролевая игра в средней группе (как, впрочем, и в других) – это интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном учреждении, врача в районной поликлинике и т.д. Источник, питающий игру, – окружающий мир. Побывали ребята на экскурсии в медицинском кабинете, и вот уже кто-то пробует ставить термометр плюшевому мишке и подыскивает себе медсестру. Посмотрели мультик или кинофильм о моряках, а на следующий день в группе появились свои капитаны, боцманы и матросы. После полёта Юрия Гагарина дети без устали играли в космонавтов.

Игры детей 4-5 лет несколько хаотичны, сюжеты и роли быстро сменяют друг друга.. Сюжетно-ролевая игра в средней группе отличается тем, что дети этого возраста стремятся сохранить логику действий. Если трёхлетний малыш сначала делал кукле укол, затем осматривал её, то сейчас подобные манипуляции оспариваются. Так в соответствии с возрастом изменяются сюжетно-ролевые игры. Средняя группа пытается приблизить игру к реальности. Организация предметно-игровой среды Воспитатель заботится о создании необходимой обстановки. Чтобы возникла сюжетно-ролевая игра, младшая группа строго разделяется на зоны. В одной части группового помещения куклы пьют чай, в другой расположен гараж для игрушечных машин, в третьей воспроизведён интерьер магазина.

Применение заместителей способствует развитию воображения ребёнка. Недаром известный педагог А.С. Макаренко рекомендовал родителям покупать больше полуготовых игрушек (кубики, конструктор, мозаика), а также игрушек-материалов (картон, бумага, пластилин).

Сюжетно-ролевая игра в средней группе благоприятна для создания проблемных ситуаций. Например, мишка на прогулке поранил ногу. Как ему помочь? Или кукла Катя приглашает подружек на чай, но чашек меньше, чем гостей. Что ей делать? Подобные ситуации продумываются заранее, а затем педагог помогает детям найти решения. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит в зависимости от того, что придумали воспитанники.

Предлагая ребёнку роль, скажем, врача, необходимо обращать внимание дошкольника на том, что доктор должен быть вежливым, доброжелательно относиться к пациентам. Культура поведения и общения важна и для продавца, и для парикмахера, и для официанта. Детские сюжетно-ролевые игры довольно разнообразны.

Взаимосвязь видов игр дошкольников Ближе всех к сюжетно-ролевой стоит режиссёрская игра. В ней также есть сюжет и роли. Однако ребёнок играет один. Сюжетную линию малыш придумывает сам. Персонажами выступают игрушки, предметы или объекты природы (камешки, жёлуди, шишки). Дошкольники любят играть в театрализованные игры, изображать героев сказок и мультфильмов. Иногда в группе организуются целые спектакли, сюжет которых по желанию участников может меняться. Строительно-конструктивная игра идёт бок о бок с другими видами. Так как малыши обыгрывают свои постройки (домик для кукол, теремок, забор вокруг площадки и т.д.). Элементы сюжета есть и в подвижных разновидностях ("Кот и мыши", "Али-Баба" и др.).

Малыши играют не только в детском саду, но и дома. О том, чтобы игра была успешной, должны позаботиться родители. Чем старше становится ребёнок, тем чаще он задаёт различные вопросы. Мамы и папы должны поощрять детскую любознательность, вместе искать ответы, наблюдать за природой, трудом людей, делать выводы: «Почему на улице лужи?»; «Бабушке нездоровится. Как поступим?» и т.д. Полученные представления ребёнок отражает в игре. Развитию игр способствует чтение и обсуждение литературных произведений, посещение театра, слушание музыкальных произведений (детские песни, пьеса П.И. Чайковского «Болезнь куклы» и т.д.), просмотр мультиков и кинофильмов для детей.

Не стоит бояться приглашать в гости друзей своего ребёнка. Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста весело проходят в хорошей компании. Наконец, у ребёнка должно быть собственное пространство, по крайней мере, часть комнаты, где он будет чувствовать себя хозяином положения. Игрушки и другие атрибуты хранятся в специальных ящиках или коробках

Ожогина Светлана Сергеевна

Кемерово, 2016

Сюжетно - ролевая игра (у детей ) - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т.е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.

Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет: он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т.е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности.

У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

Сюжет представляет собой или развёрнутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которые они попадают, отношений, в которые они вступают (такими сюжетами могут выступать сказки, рассказы), или свёрнутое описание, обозначающее лишь тему игры, основных персонажей, действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в "дочки-матери"), ситуацию, в которой развёртывается событие (игра в "больницу", "магазин").
Традиционные игры передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый), желая позабавить ребёнка, вызвать его активность, рассказывает ему несложные ритмичные сюжетные тексты типа "Коза рогатая". При этом она не просто рассказывает, но и показывает несложные действия по ходу рассказывания, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь таким образом с ребёнком, взрослый ведёт игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т.е. переводит традиционный сюжет в процесс игры.
Первоначально играет взрослый, ребёнок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того, как ребёнок овладевает способами игровой деятельности, взрослый начинает организовывать его самостоятельную игру, а сам всё чаще и чаще отстраняется от совместной деятельности. Малыш попадает в мир игрушек, в мир играющих детей. Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым воспитателями детского сада, дворовой группой и т.д.

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Какие качества развиваются у ребенка по сюжетно-ролевой игре?

Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. Становление ребенка как личность происходит в играх. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более регулярными и продолжительными, а игры разнообразны. В них на более строгой основе распределяются роли, получают разработку сюжетная основа игры. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

При создании детского коллектива, какие индивидуальные качества необходимо учитывать?

При организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявит его умение согласовывать свои активные действия с действиями товарищей. Дети замкнутые молчаливые, требует особое внимание и заботы со стороны взрослого, так как они долгое время не могут вступит в контакт. Обычно в детской группе выделяется 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполнять их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. А непопулярные их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя полюсами.

В структуре игры выделяют следующие компоненты:

- Роль : с момента ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем взрослого человека (я космонавт, я мама, я доктор, а что является самым главным действует как взрослый человек. Через выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с миром взрослых. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.

- Игровые действия по реализации роли : при анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Действительность в которых живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с теми различные сферы:

Первая сфера предметов, вещей как природных так и создаваемых руками человека; Вторая сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношения между ними что содержание является именно та реальность. В ролевой игре дети отражают, окружают их многообразие действительности. Отражаются в детских играх.

- Игровое замещение предметов . Немало важную роль для развития детей имеет использование предметов. Если их больше, тем интереснее. На первом этапе в младшей группе воспитатель учит детей использовать предметы и заменять их, а в старшей группе дети самостоятельно заменяют.

- Реальные отношения между играющими детьми. В игре существует два вида взаимоотношений:

игровые; реальные.

Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Если ребенок взял на себя роль то он будет в соответствии с сюжетом.

Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнера, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают ход игры.

Вывод: таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

Усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности изображаемого; Постепенный переход развернутой игрой ситуацией к свернутой, обобщение изображаемого в игре.

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. На конец, развитие содержания их игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности деятельности и взаимоотношений взрослых.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является свободной. В игре он делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует развитию личностной сферы ребенка и отвечает его основы, мотиву, стремление войти в мир взрослого человека, которая является предметом игры как носитель определенных функций, вступающие в определенные отношения с другими людьми.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении